Новости

Часы работы

Работаем каждый день без выходных с 9.00 до 21.00. Это …
Читать далее

Оприватизации в 2015 году.

Как известно, сроки бесплатной приватизации стекают 1 марта сего года. …
Читать далее

Приватизация жилья. Свои тонкости и особенности

Приватизация жилья имеет свои тонкости и особенности. Что это значит? …
Читать далее


Исполнительное производство

Исполнительное производство

1. Исполнительное производство — динамично развивающаяся сфера российского права, которое в последнее время приобретает все более существенное значение.

Законодательство об исполнительном производстве подверглось значительным изменениям. В 1997 г. (21 июля) были приняты Федеральные законы N 118-ФЗ «О судебных приставах» и N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые усложнили порядок принудительного исполнения, установив новые правила. В 2007 г. был принят новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

В соответствии с первым из этих Законов создана Федеральная служба судебных приставов как самостоятельная система государственных исполнительных органов. Судебные приставы — наделенные большими правами должностные лица, состоящие на государственной службе.

Согласно второму Федеральному закону исполнительное производство является завершающим этапом принудительного воздействия на должника и может рассматриваться как сфера правоприменительной деятельности, направленная на восстановление прав и интересов взыскателя, в том числе имущественных.

Поэтому Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Для этого законодательство об исполнительном производстве предусматривает особые меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Наличие подобных мер свидетельствует о сложном характере принудительного исполнения, так как несмотря на наличие общих норм судебный пристав-исполнитель в каждом конкретном случае сталкивается с различными трудностями правоприменения.

Исполнение судебных постановлений и иных актов, предусмотренных законом, — это правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства — судебных приставов-исполнителей. В отличие от судебной деятельности судебный пристав-исполнитель не решает спора о праве, о правах и обязанностях, а исполняет те требования, которые были ранее определены в судебном процессе, нотариальном производстве, процессе рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам, иным путем. Задача судебного пристава-исполнителя, не изменяя существа требований, принудительно их исполнить с помощью особого механизма исполнительного производства.

Поэтому необходимо четко отделять судебную деятельность от деятельности судебного пристава-исполнителя, так же как обычно разграничивается деятельность судебного пристава-исполнителя и нотариуса, комиссии по трудовым спорам, административного органа, налагающего взыскание, органа, осуществляющего контрольные функции. Деятельность суда и других перечисленных субъектов в большей степени можно определить как праворазрешительную, а деятельность судебного пристава-исполнителя — как принудительно-исполнительную. Хотя в то же время, исходя из существующих взглядов, суд, например, также осуществляет правоприменительную деятельность.

Эффективность исполнительного производства зависит от самостоятельности судебного пристава-исполнителя. Поэтому следует приветствовать дальнейшее разграничение судебной и исполнительной деятельности. Не отрицая необходимости различных форм надзора и контроля за деятельностью судебного пристава, в том числе судебного, целесообразно было бы передать некоторые полномочия, остающиеся в настоящее время в компетенции суда, в ведение судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава. Подобные решения будут находиться в контексте дальнейшего развития законодательства об исполнительном производстве и повлияют на повышение эффективности его норм.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Исполнительное производство как сфера правоприменительной процессуальной деятельности направлено на достижение особой цели — защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В этом смысле цели исполнительного производства и гражданского судопроизводства, а также иного юрисдикционного процесса (например, третейского или нотариального) совпадают.

Показательно в данном случае Постановление Европейского суда по правам человека по делу «Бурдов против России», где прямо отмечается, что исполнение решения является неотъемлемой и составной частью права на судебную защиту.

 


Яндекс.Метрика
© 2012 ООО Юридическая практика "Шарапова А.М. и партнеры"
ОГРН: 1127746671590, ИНН: 7714882375
125040, Россия, Москва, Верхняя улица, д. 3 к. 1 офис 5 Метро Белорусская, метро Динамо, Метро Беговая
Все права защищены. +7 (495) 984-89-28
Карта сайта юридические услуги,защита прав,юридическая практика