Новости

Часы работы

Работаем каждый день без выходных с 9.00 до 21.00. Это …
Читать далее

Оприватизации в 2015 году.

Как известно, сроки бесплатной приватизации стекают 1 марта сего года. …
Читать далее

Приватизация жилья. Свои тонкости и особенности

Приватизация жилья имеет свои тонкости и особенности. Что это значит? …
Читать далее


Приватизация общежития

Приватизация общежития

Общежития или служебные квартиры «зависли» на балансе давно приватизированных, акционированных или иным образом реорганизованных в коммерческие организации бывших колхозов, совхозов, заводов, фабрик и т.п.
По закону весь жилищный фонд государственных и муниципальных предприятий и учреждений при их приватизации (акционировании, реорганизации в коммерческие организации) подлежит передаче в муниципальную собственность с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Это следует из ст. 18 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» во всех ее редакциях, включая действующую – от 11 июня 2008 г.
Запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, был предусмотрен и п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (утратил силу с 23 марта 2003 г.). Указанные объекты относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
Однако в большинстве своем органы местного самоуправления всячески уклонялись от принятия в свою собственность нерентабельной недвижимости, требующей по меньшей мере проведения хорошего ремонта и расселения жителей, проживающих по несколько семей в одной комнате на койко-местах. Законодательная возможность для этого у муниципальных властей всегда была. Суды стояли на том, что принятие имущества в муниципальную собственность есть дело добровольное и никто не вправе принудить органы местного самоуправления принять эту недвижимость.
И так тянулось до принятия нового ЖК РФ, а вернее, до решений ВС РФ, в которых указывалось, что нежелание местных органов власти принимать в свою собственность жилищный фонд, не включенный в состав приватизированного имущества предприятия, не может ограничивать права граждан на заключение с ними договоров социального найма и приватизацию этих жилых помещений.
В отличие от общежитий и служебных квартир государственных или муниципальных предприятий факт передачи в муниципальную собственность жилищного фонда, находящегося на балансе коммерческих предприятий, которые созданы путем приватизации государственных, не обязателен для признания за проживающими в нем гражданами права пользования занимаемым жильем по договорам социального найма. Суды исходят из того, что общежития (служебные квартиры) приватизированных предприятий уже в силу закона находятся в муниципальной собственности, и, несмотря на отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на такие общежития и служебные квартиры, обязывают органы местного самоуправления заключать с проживающими в них гражданами договоры социального найма.
Более того, имеются решения судов об удовлетворении исков об обязании муниципальных органов заключить с проживающими в приватизированных общежитиях гражданами договоры социального найма даже в тех случаях, когда по ранее рассмотренным делам было отказано в удовлетворении требований о признании сделок по приватизации общежитий недействительными в связи с пропуском сроков исковой давности.
Часто органы местного самоуправления, выступая в судах в качестве ответчиков по делам об обязании заключить с гражданами договоры социального найма на использовавшиеся в качестве общежитий жилые помещения, которые из-за бездействия этих органов находятся на балансе коммерческих организаций, в своих возражениях указывали, что ст. 7 Вводного закона применяется только к ситуациям, когда общежития переданы в их ведение государственными или муниципальными предприятиями. Если же предприятие коммерческое и общежитие в ведение органов местного самоуправления не передавалось, то нельзя возложить на них по указанной статье обязанность заключить с гражданами договоры социального найма и признать за этими гражданами право на приватизацию занимаемых ими помещений. Как показывает практика, этот довод большинством судов не принимался даже без комментариев в решениях.
Общежитие или служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организацией за счет собственных средств.
В этом случае за проживающими в нем гражданами не может быть признано право пользования жилыми помещениями по договорам социального найма.
Положения ст. 7 Вводного закона также не применяются, если в момент приватизации совхоза, колхоза и т.п. имеющееся у него помещение являлось нежилым и в связи с этим было приватизировано, а впоследствии созданная на базе этого совхоза, колхоза и т.п. коммерческая организация перевела нежилое помещение в жилое и, обозвав общежитием или служебным жильем, заселила его своими работниками. Такое жилье не может иметь статус общежития в силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, поскольку общежития и служебные квартиры должны находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. К отношениям же по пользованию жилой площадью в общежитиях и служебных квартирах, принадлежащих коммерческим организациям, должны применяться положения о коммерческом найме, которые позволяют через 5 лет, а возможно и раньше, выселить работников без предоставления другого жилья.
Наконец, нет шансов на заключение договоров социального найма или приватизацию занимаемых помещений и у граждан, проживающих в общежитиях, которые изначально, с разграничением государственной собственности в 1991 г., являлись муниципальными общежитиями (Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24 декабря 1993 г.).
Рассмотрев возможность заключения гражданами, проживающими в общежитии или на служебной жилой площади, договора социального найма занимаемого помещения и его приватизации в зависимости от того, в чьем ведении или собственности находится это помещение, перейдем к другим проблемам заключения договора социального найма, связанным с характеристиками жилых помещений в общежитиях.


Яндекс.Метрика
© 2012 ООО Юридическая практика "Шарапова А.М. и партнеры"
ОГРН: 1127746671590, ИНН: 7714882375
125040, Россия, Москва, Верхняя улица, д. 3 к. 1 офис 5 Метро Белорусская, метро Динамо, Метро Беговая
Все права защищены. +7 (495) 984-89-28
Карта сайта юридические услуги,защита прав,юридическая практика